Последствия ликвидации юридического лица

Узнайте о правовых последствиях ликвидации юридического лица на страницах нашего блога.

1. Под ликвидацией понимается способ прекращения юридического лица, не сопровождающийся переходом прав и обязанностей в порядке универсального наследования к другим лицам (пункт 1 статьи 61 Гражданского кодекса). Ликвидация юридического лица предполагает как добровольные, так и обязательные процедуры. Ликвидация юридического лица в добровольном порядке осуществляется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительным документом. Основаниями для добровольной ликвидации могут быть, в том числе, истечение срока, на который было создано юридическое лицо, а также достижение целей, ради которых оно было создано. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда. Перечень оснований принудительной ликвидации приведен в п. 3 ст. Однако 61 ГК РФ не является исчерпывающей. Иные основания ликвидации могут быть установлены на основании Гражданского кодекса и специальных законов. Например, общество с ограниченной ответственностью подлежит принудительной ликвидации, если число участников превышает установленный законом предел и не происходит преобразования в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив. Решение о принудительной ликвидации юридического лица принимается судом по требованию уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, а в случае невозможности достижения юридическим лицом своих уставных целей — по заявлению учредителя (участника). 2. Начало процедуры ликвидации сопровождается обязательным уведомлением регистрирующего органа о принятом решении. Данная ответственность возлагается на учредителей (участников) юридического лица или на орган, принявший соответствующее решение. Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. Для проведения процедуры ликвидации назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор), которой передаются все полномочия по управлению делами юридического лица. 3. Сама процедура ликвидации состоит из нескольких этапов, каждый из которых сопровождается определенными действиями ликвидационной комиссии или ликвидатора (статья 63 Гражданского кодекса): 1) опубликование в средствах массовой информации сообщения о ликвидации юридического лица; лица, о порядке и сроках предъявления требований кредиторов. Срок предъявления указанных требований не может быть менее двух месяцев со дня опубликования уведомления о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению известных кредиторов и письменному уведомлению их о ликвидации юридического лица. Комиссия также наделена полномочиями принимать претензии от ликвидируемого юридического лица, в том числе в судебном порядке; 2) составляет предварительный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или его органом, принявшим решение о ликвидации. Содержанием ликвидационного баланса являются сведения об активах и обязательствах ликвидируемого юридического лица (пункт 1 пункта 2 статьи 63 ГК РФ); 3) продажа имущества ликвидируемому юридическому лицу, если имеющихся в активе денежных средств недостаточно для покрытия требований кредиторов. По общему правилу имущество ликвидируемого юридического лица подлежит продаже на публичных торгах; 4) расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, и в соответствии с утвержденным ликвидационным балансом. Иски, связанные с оплатой текущих расходов, необходимых для проведения ликвидации, удовлетворены без исключения. В первую очередь предъявляются требования граждан о возмещении вреда жизни и здоровью, возмещении морального вреда, возмещении сверх возмещения вреда, причиненного в результате нарушения правил и норм строительства и эксплуатации здания или сооружения удовлетворен. Во-вторых, расчеты производятся по трудовым договорам, а вознаграждение выплачивается по авторским договорам. В-третьих, производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджет. В-четвертых, производятся расчеты со всеми остальными кредиторами. Требования кредиторов каждой последующей очереди удовлетворяются только после полного погашения требований кредиторов предыдущей очереди. Если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно для покрытия требований всех кредиторов, оно распределяется между текущими кредиторами пропорционально размеру их требований. Требования, обеспеченные залогом, покрываются за счет средств, полученных от реализации заложенного имущества юридическому лицу, предпочтительно всем кредиторам (кроме первой и второй очереди, если требования кредиторов с этой очередностью возникли до появления залога), а при недостаточности полученных средств – среди кредиторов четвертой очереди. Требования кредиторов, не удовлетворенные в связи с отсутствием у ликвидируемого юридического лица имущества или не признанные ликвидационной комиссией, считаются удовлетворенными; 5) составляет итоговый баланс; передача имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, учредителям (участникам) ликвидируемого юридического лица, имеющим в отношении него обязательства (например, хозяйственные товарищества и объединения) или вещные права (например, унитарные предприятия), либо направление такого имущества имущество для целей, указанных в уставе (например, в отношении фондов, религиозных организаций); 6) вносить сведения о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц. Обнаружение имущества ликвидируемого юридического лица после завершения ликвидации может привести к установлению порядка распределения такого имущества. Соответствующее заявление может быть направлено в суд заинтересованным лицом (например, кредитором ликвидируемого юридического лица) или уполномоченным государственным органом. Срок исковой давности по таким требованиям составляет пять лет со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица. 4. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) несет гражданскую ответственность в виде возмещения убытков за нарушения, допущенные в ходе ее деятельности. Ответственность возникает как перед кредиторами, так и перед учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица (ст. 64.1 ГК). 5. Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника полностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, по выплате выходного пособия и (или) по выплате заработной платы лицам, работающим или работавшим по трудовому договору, и (или) для исполнения обязанности по уплате обязательных платежей (статья 2 Закона о банкротстве). Банкротство – одна из форм ликвидации юридического лица, которая применяется при наличии у него признаков банкротства, под которыми подразумевается, во-первых, неплатежеспособность должника (иными словами, его неспособность покрыть требования кредиторов по обязательствам) и, во-вторых, определенный срок неплатежеспособности — три месяца со дня, когда соответствующие обязательства должны были быть исполнены (п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве). Как должник, так и его кредиторы имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом. В рамках дела о банкротстве к должнику (неплатежеспособному юридическому лицу) могут быть применены следующие процедуры: наблюдение; восстановление экономики; внешнее управление; процедура банкротства; Мировое соглашение. Под надзором понимается процедура, применяемая к юридическому лицу по результатам оценки арбитражным судом обоснованности заявления о признании его банкротом. В рамках надзора внешний управляющий, назначенный арбитражным судом, осуществляет действия, направленные на анализ финансового состояния должника, сохранность его имущества и определение размера требований кредиторов. Внешний администратор созывает и проводит первое собрание кредиторов, на котором принимается решение о введении следующих процедур банкротства. Надзор вводится на срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. В рамках финансового оздоровления назначенный третейским судом административный управляющий реализует утвержденный арбитражным судом план погашения задолженности и план финансового оздоровления, содержащий обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с обязательствами. Для исполнения обязательств должника может быть предоставлено обеспечение. Восстановление экономики вводится на срок не более двух лет. Результатом процедуры может быть как определение арбитражного суда о возбуждении очередной процедуры банкротства, так и определение о прекращении процедуры (при отсутствии непогашенной задолженности). Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев и может быть продлено, но не более чем на шесть месяцев. Данная процедура предполагает введение мер по восстановлению платежеспособности должника (ст. 109 Закона о банкротстве). Полномочия по управлению юридическим лицом передаются внешнему администратору. Производством по делу о банкротстве признается производство, возбужденное на основании решения арбитражного суда о признании должника банкротом. Он вводится на срок до шести месяцев с возможностью последующего продления. Управляющий, которому переданы полномочия по управлению юридическим лицом, принимает меры, направленные на соразмерное покрытие требований кредиторов, включая оценку имущества должника, формирование из него конкурсной массы, поиск и взыскание требований. Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве. На любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном суде должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое арбитражным судом и содержащее положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. Юридическое лицо, признанное несостоятельным (банкротом), должно считаться ликвидированным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц на основании определения арбитражного суда об окончании процедуры банкротства.

Каковы последствия ликвидации юрлица

Ликвидация – достаточно длительный процесс, который заканчивается внесением записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица. С этого момента юридическое лицо больше не существует, то есть оно больше не имеет прав и не имеет обязанностей. В частности, с юридического лица больше невозможно взыскать долг, оно не может выступать в суде истцом или ответчиком. При этом, по общему правилу, права и обязанности ликвидируемого юридического лица ни к кому не переходят, но из этого правила есть исключения. Между тем, при ликвидации юридического лица последствия имеет не только внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности. Определенные последствия возникают и после регистрации о ликвидации юридического лица. Каковы правовые последствия совершения отдельных регистрационных действий в рамках процедуры ликвидации юридического лица Ликвидация – это достаточно длительный процесс, в рамках которого юридическое лицо должно трижды обращаться в регистрирующий орган. По результатам указанных запросов регистрирующий орган вносит записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 1 ст. 62, п. 9 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1, 3 ст. 20 ГК РФ). Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей): о нахождении юридического лица в процессе ликвидации. Как правило, одновременно с уведомлением о решении о ликвидации регистрирующий орган в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уведомляется о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии). Это связано с тем, что согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ именно ликвидатор (ликвидационная комиссия) осуществляет дальнейшие действия по ликвидации юридического лица, в частности, публикует объявления, уведомляет кредиторов, принимает меры по выявлению кредиторов и взысканию требований. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации указанные действия должны быть совершены до составления временного ликвидационного баланса, о чем регистрирующий орган будет уведомлен позднее; подготовка (утверждение) юридическим лицом временного ликвидационного баланса. В законе о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не указано, что при подаче в регистрирующий орган документов для составления (утверждения) временного ликвидационного баланса вносится соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Однако это следует из пункта 100 Административного регламента, утвержденного приказом ФНС России от 13 января 2020 года N ММВ-7-14/12@; прекращение деятельности юридического лица. При этом правовые последствия предполагают не только внесение записи о прекращении деятельности юридического лица, но и о нахождении юридического лица в процессе ликвидации. Каковы правовые последствия внесения в ЕГРЮЛ записи о нахождении юридического лица в процессе ликвидации После внесения в ЕГРЮЛ записи о нахождении юридического лица в процессе ликвидации процесс: 1) не допускается (пункт 2 статьи 20 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей): вносить изменения в учредительные документы юридического лица; регистрировать новые юридические лица, учредителем которых будет ликвидируемое юридическое лицо; включить ликвидируемое юридическое лицо в число учредителей (участников) уже созданных юридических лиц; реорганизовать юридические лица, участником которых является ликвидируемое юридическое лицо; 2) исполнительное производство прекращено, за исключением исполнительных производств, не связанных с имущественными взысканиями (пункт 6 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве, см также позицию районных судов); 3) претензии направляются исключительно ликвидатору (ликвидационной комиссии). Подать иск в суд возможно только в случае, если ликвидатор (ликвидационная комиссия) отказался удовлетворить иск или уклонился от оценки (пункт 1 статьи 64.1 ГК РФ, см положение об административных округах субъекта Российской Федерации). Российской Федерации) округов). В то же время некоторые суды полагают, что допускается предъявление иска в суд без предварительного предъявления его управляющему (ликвидационной комиссии) (см позицию районного суда); 4) запрещается принудительно взимать с этого лица налоги, сборы, пени, штрафы (см положение АС по районам); 5) отчуждение имущества при недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов возможно только путем аукциона, если стоимость отчуждаемого имущества по утвержденному промежуточному балансу составляет 100 тысяч рублей и более. Данное правило не распространяется на учреждения (п. 4 ст. 63 ГК РФ). В иных, не указанных выше случаях, регистрация факта нахождения юридического лица в процессе ликвидации не ограничивает его права на заключение сделок, то есть в рамках процесса ликвидации юридическое лицо может продолжать осуществлять деятельность. Каковы правовые последствия внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица После внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица: 1) осуществляется его ликвидация считается завершенным, а юридическое лицо считается прекратившим свое существование без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (пункт 1 статьи 61, пункт 9 статьи 63 ГК РФ). России); 2) прекращена правоспособность юридического лица (пункт 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации); 3) обязательства, в которых участвовало юридическое лицо, прекращаются, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидируемого юридического лица возложено на другое лицо (по искам о возмещении вреда жизни или здоровью и т.п.).) (ст. 419 ГК РФ). Кроме того, с момента внесения этой записи утратившими силу считаются (пункт 5.1 статьи 64 ГК РФ): 1) требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не заявили претензии в суде; 2) требования, в удовлетворении которых кредиторам было отказано по решению суда; 3) требования кредиторов, не обеспеченные вследствие недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не обеспеченные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям. Обратите внимание, что данное правило распространяется на ограниченный круг юридических лиц, а именно на те юридические лица, которые не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) (п. 5.1 ст. 64 ГК РФ). Например: государственные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации.

Светлана Пигалева/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: