Порядок ликвидации Общественных объединений регулируется ст. 19 и 29 Закона об общественных объединениях и инструкции о ликвидации общественных объединений. Ликвидация общественного объединения может быть произведена по решению его высшего органа, а также по решению суда <*>. Данная статья посвящена оценке алгоритма ликвидации общественного объединения по решению суда. Исходя из содержания Закона об общественных объединениях, инструкций о ликвидации общественных объединений и других законов, можно выделить следующие этапы ликвидации общественного объединения по решению суда. 1. Выявление оснований ликвидации общественного объединения в судебном порядке. По решению суда общественное объединение может быть ликвидировано в случаях, предусмотренных ст. 29 Закона об общественных объединениях. Данное положение допускает следующие случаи, когда общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда: 1) общественное объединение занимается военной пропагандой или экстремистской деятельностью. Определение экстремизма (экстремистской деятельности) дано в ст. 1 Закона о борьбе с экстремизмом; 2) нарушения общественным объединением законодательства и (или) устава в течение одного года после вынесения письменного предупреждения. Регистрирующим органом (Минюстом) общественному объединению выносится письменное предупреждение в случае совершения общественным объединением действий, нарушающих Конституцию, Закон об общественных объединениях, иные законов и (или) Устава, за исключением случаев, когда нарушение влечет за собой ликвидацию общественного объединения по решению суда. Письменное предупреждение не позднее трех дней со дня вынесения вопроса или направление его по почте в руководящий орган общественного объединения с указанием допущенных нарушений и срока их устранения <*>; 3) при государственной регистрации общественного объединения учредители допустили нарушение Закона об общественных объединениях и (или) иного законодательства, имеющее неисправимый характер; 4) численность и состав общественного объединения не соответствуют требованиям части 4 ст. 8 Закона об общественных объединениях; 5) неустранение нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, в срок, установленный решением суда. Деятельность общественного объединения может быть приостановлена на срок от одного до шести месяцев по решению суда по требованию регистрирующего органа, если общественному объединению было сделано письменное предупреждение этим органом и общественное объединение не устранило соответствующие нарушений в установленные сроки или не уведомить регистрирующий орган об их устранении с представлением подтверждающих документов <*>; 6) непредставление общественным объединением в установленный трехлетний срок сведений, предусмотренных частью 6 ст. 24 Закона об общественных объединениях. Указанные сведения предоставляются общественным объединением в регистрирующий орган ежегодно до 1 марта; 7) однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в вопросах, предусмотренных законодательством; нарушения общественным объединением или его организационной структурой установленных законом требований по использованию иностранной безвозмездной помощи. Основаниями ликвидации общественного объединения могут быть также общие основания ликвидации юридического лица по решению суда, предусмотренные подразделом 2 п. 2 ст. 57 ГК РФ (осуществление лицензируемой деятельности без лицензии, либо запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, нарушением порядка и сроков ликвидации по решению высшего органа общественного объединения и т.п.). Перечисленные нарушения фиксируются в установленном порядке регистратором и иными уполномоченными государственными органами, организациями (исполнительными и распорядительными органами, органами Комиссии государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговыми и иными уполномоченными органами) в процессе осуществления контрольно-надзорных полномочий в отношении общественных объединений. 2. Подача уполномоченным государственным органом искового заявления в суд о ликвидации общественного объединения. Регистрирующие органы вправе предъявить требование о ликвидации общественного объединения — Министерство юстиции в отношении международных и республиканских общественных объединений и главные управления юстиции в областных и Минском горисполкомах в отношении местных общественных объединений. Регистрирующие органы могут предъявить иск о ликвидации общественного объединения, в том числе на основании информации о нарушениях законодательства, полученной от других уполномоченных органов (организаций). Иски о ликвидации международных и республиканских общественных объединений рассматриваются Верховным судом, а о ликвидации местных общественных объединений — областными и Минским городским судами по месту нахождения органа управления общественным объединением <*>. 3. Суд принимает решение о ликвидации общественного объединения. Рассмотрение исков о ликвидации общественных объединений осуществляется по правилам, установленным Гражданским процессуальным законом. По результатам рассмотрения иска о ликвидации общественного объединения суд принимает решение. При необходимости в резолютивной части решения должны быть указаны срок и порядок исполнения решения <*>. Поэтому, по мнению автора, в решении суда о ликвидации общественного объединения должен быть указан срок окончания ликвидации, а также решен вопрос о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и указаны необходимые сведения о членах. (ликвидатор). Если иное не предусмотрено законом, обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора) могут быть возложены на любое лицо по усмотрению суда. В частности, к обязанностям ликвидатора могут быть добавлены регистрирующий орган, руководитель общественного объединения и т.п. В решении суда о ликвидации общественного объединения должны в случае необходимости быть отражены иные вопросы, связанные с порядком ликвидации (сроком) представление ликвидационного баланса на утверждение суда, отчета ликвидационной комиссии (ликвидатора) о вашем бизнесе и так далее). 4. Направить решение суда в орган регистрации земель. Решение суда о ликвидации общественного объединения направляется в соответствующий орган земельного кадастра <*> внести в Единый государственный реестр сведения о ликвидации общественного объединения. 5. Осуществление действий, связанных с ликвидацией ликвидационной комиссии (ликвидатора). Действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) в случае принятия судом решения о ликвидации общественного объединения аналогичны таким действиям в случае ликвидации общественного объединения по решению его высшего органа. Исключением является представление на утверждение суда временных ликвидационных и ликвидационных остатков. К таким действиям относятся: 1) опубликование информации о том, что общественное объединение находится в процессе ликвидации, порядке и сроке предъявления требований кредиторов в порядке, установленном частью 9 ст. 19 Закона об общественных объединениях, а также постановление Совета Министров от 5 ноября 2009 года N 1445; 2) рассмотрение требований кредиторов, подготовка и представление в суд для утверждения предварительного ликвидационного баланса и удовлетворение требований кредиторов после такого утверждения. В ст. 19 Закона об общественных объединениях перечисленные проблемы не урегулированы, в связи с чем при их решении следует руководствоваться ст. 59, 60 ГК; 3) управление средствами и иным имуществом общественного объединения после полного удовлетворения всех требований кредиторов для целей, предусмотренных уставом, если в соответствии с законодательством они не подлежат обращению в доход государства <*>; 4) прекращение деятельности организационных структур общественного объединения в связи с ликвидацией <*> в порядке, установленном положением о прекращении деятельности организационных структур в общественных объединениях; 5) подготовить ликвидационный баланс и направить его в суд на утверждение. 6. Утверждение судом ликвидационного баланса. После завершения покрытия требований кредиторов за счет свободных средств и иного имущества общественного объединения и распоряжения оставшимися после такого удовлетворения средствами и иным имуществом в соответствии с уставом ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс и направляет его в суд с просьбой о согласовании. Помимо ликвидационного баланса, подписанного членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), к заявлению могут быть приложены иные необходимые документы. Суд выносит определение об утверждении ликвидационного баланса <*>. 7. Исключение общественного объединения из Единого государственного реестра, Государственного реестра общественных объединений, союзов или реестра местных общественных объединений, профессиональных союзов. После утверждения судом ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет его и иные документы, указанные в части 11 ст. 19 Закона об общественных объединениях, в регистрирующий орган. Части 12 – 14 ст. 19 Закона об общественных объединениях определяет условия, при которых регистрирующий орган вносит записи в Единый государственный реестр, а также в Государственный реестр общественных объединений, объединений или реестр местных общественных объединений, профессиональных союзов, за исключением общественного объединения ассоциация от них.
Ликвидация общественного объединения
Стадии процесса ликвидации общественного объединения по решению суда.