В соответствии со статьей 123.1. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс Российской Федерации) некоммерческими корпоративными организациями являются юридические лица, не преследующие прибыль в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль среди участников, учредители (участники) которых имеют право участвовать (членство) в них и составляют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса. Некоммерческие предпринимательские организации могут создаваться и осуществлять свою деятельность в организационно-правовых формах потребительских кооперативов.
Ликвидация – способ прекращения деятельности юридического лица, в том числе некоммерческой организации в организационно-правовой форме потребительского кооператива. Пункт 1 ст. 61 ГК РФ говорит о двух видах ликвидации юридического лица: добровольной и принудительной (по решению суда) — и последствиях такой ликвидации. В отличие от реорганизации ликвидация юридического лица не связана с переходом прав и обязанностей по наследству к другим лицам. В части 2 пункта 2 ст. 61 ГК РФ содержит примерный перечень отдельных оснований ликвидации юридического лица по решению его учредителей (участников, участников) или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами. Таким образом, юридическое лицо может быть ликвидировано: согласно положениям устава, где существование юридического лица ставится в зависимость от наступления определенного юридического факта — истечения срока, на который было создано юридическое лицо, достижения цели, ради которой оно было создано. Порядок ликвидации потребительского кооператива как некоммерческой организации регулируется статьями 61 — 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических и физических лиц». Предприниматели» (далее Федеральный закон № 129-ФЗ), Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их профессиональных союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. N 3085-1, а также в случаях, определенных соответствующими законами-учредительными документами юридических лиц. Ликвидация кооператива осуществляется в порядке, установленном законодательством. Основанием прекращения деятельности кооператива является решение общего собрания. Ликвидация потребительского кооператива может быть инициирована по разным причинам:
- Банкротство кооператива;
- сократить количество членов до числа, неприемлемого для деятельности кооператива;
- решение общего собрания кооператива о прекращении деятельности;
- решение суда о ликвидации кооператива.
Для ликвидации кооператива по решению суда должно присутствовать одно из следующих условий:
- в случае выявления неисправимых нарушений закона;
- при отсутствии лицензии (разрешения), необходимой для осуществления деятельности);
- кооператив осуществлял запрещенную законом деятельность;
После погашения кредитных обязательств оставшееся имущество подлежит распределению между участниками на условиях, предусмотренных уставом или соглашением. Решение о прекращении деятельности и ликвидации юридического лица должно быть принято на общем собрании членов кооператива. Если возникает вопрос о прекращении деятельности потребительского кооператива, органом, ответственным за назначение ликвидационной комиссии, является общее собрание членов кооператива. Данное заседание не только определяет состав членов комиссии, но и избирает ее председателя, который является основным лицом, осуществляющим контроль за выполнением членами комиссии своих обязанностей и осуществляющим основные этапы завершения работы комиссии комиссия потребительской кооперации. На общем собрании следует составить 2 протокола, их рекомендуется составить в нескольких экземплярах, так как часть из них понадобится для подачи пакета документов в государственные органы.
- Протокол, в котором фиксируется решение членов о ликвидации потребительского кооператива.
- Протокол о создании ликвидационной комиссии, в состав которой входят лица, входящие в состав органа управления кооператива, а также лица, занимающиеся бухгалтерским учетом. Иногда в эту комиссию входит только одно ответственное лицо.
На общем собрании участников объединения назначается комиссия или ликвидаторы, отвечающие за дальнейшие действия. В протоколе заседания содержится информация о ликвидационной комиссии, ее полномочиях по ведению дел объединения и представлению ее интересов в суде. В течение 3 дней после встречи с участниками кооператива члены ликвидационной комиссии должны уведомить регистрирующий орган и ФНС о своем намерении начать процедуру закрытия организации – обязательно в письменной форме. Размещение информации о намерении ликвидировать объединение в печатных средствах массовой информации, ответственных за опубликование данных о государственной регистрации организаций. В сообщении указаны сроки и правила приема заявок на оплату. Минимальный срок приема претензий – два месяца после публикации официальной информации. Уведомление кредиторов о ликвидации является одним из важнейших элементов фактической процедуры ликвидации юридического лица, поскольку последняя предполагает изменение отношений не только с государством, но и с лицами, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо связано долгом обязательства. Понятие кредитора в процессе ликвидации значительно шире, чем само понятие кредитных отношений, поскольку юридическое лицо может быть связано обязательствами:
- контрагенты по договору;
- со своими работниками, которым оно обязано выплачивать заработную плату;
- пайщики кооператива;
- правительственные агенства.
Соответственно, при возбуждении процедуры ликвидации все кредиторы должны быть идентифицированы в соответствии с имеющейся документацией, подтверждающей наличие долговых обязательств. Дело в том, что в соответствии со ст. 61 ГК РФ принятием решения о ликвидации юридического лица отменяются все сроки, даже если они были установлены договорами. В этом случае сроком погашения долга является день начала процедуры ликвидации. Одним из основных действий, которые должна предпринять ликвидационная комиссия, является составление ликвидационного баланса. Данный документ представляет собой сводную информацию о наличии на балансе организации активов, которые могут быть использованы для погашения различных видов задолженности, которые могут возникнуть у нее на момент прекращения деятельности. При этом членам ликвидационной комиссии во главе с председателем следует учитывать, что процедура составления ликвидационного баланса будет состоять из двух этапов. Первым из них является формирование так называемого временного ликвидационного баланса. Указанный документ будет отражать объем и состояние активов предприятия на дату принятия решения о прекращении работ. По сути, он представляет собой информацию, фиксирующую состояние кооператива на момент начала процедуры ликвидации. После составления промежуточного баланса члены ликвидационной комиссии должны выяснить, какие непогашенные долговые обязательства имеются у общества. Это необходимо сделать для того, чтобы своевременно их погасить, поскольку данное действие является обязательным условием завершения процедуры прекращения деятельности кооператива. Временный ликвидационный баланс утверждается общим собранием пайщиков по согласованию с органом, осуществившим государственную регистрацию ликвидируемого кооператива. Если имеющихся у ликвидируемого кооператива денежных средств недостаточно для покрытия требований кредиторов, ликвидационная комиссия реализует иное имущество на публичных торгах в порядке, установленном для исполнения решений суда. Выплата кредиторам ликвидируемого кооператива денежных сумм производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с временным ликвидационным балансом, со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым происходят по истечении одного месяца со дня утверждения предварительного ликвидационного баланса. Согласно статье 64 Гражданского кодекса Российской Федерации при ликвидации юридического лица требования кредиторов удовлетворяются в следующем порядке: 1 в первую очередь требования граждан, перед которыми несет ответственность ликвидируемое юридическое лицо; причинение вреда жизни или здоровью компенсируется путем капитализации соответствующих повременных выплат; 2 во-вторых, производятся расчеты по выплате выходного пособия и заработной платы с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждения в соответствии с авторскими договорами; 3 в-третьих, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным ипотекой имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворены; 4. В-четвертых, погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды; 5. В-пятых, расчеты с другими кредиторами производятся в соответствии с законом. Требования для каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований в предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами с соответствующей очередностью относительно сумм подлежащих обеспечению требований, если иное не установлено законом. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требования истца или уклонения от выплаты вознаграждения истец имеет право до утверждения ликвидационного баланса юридического лица предъявить иск в ликвидационную комиссию. В случае решения суда требование кредитора может быть покрыто за счет оставшегося имущества кооператива. Требования кредиторов, предъявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, покрываются имуществом кооператива, оставшимся после удовлетворения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества кооператива, считаются прекращенными. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, также считаются прекращенными, если кредитор не обратился с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых кредитору было отказано решением суда. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием членов кооператива по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Статья 21 Федерального закона № 129-ФЗ определяет перечень документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией:
- заявление о государственной регистрации, подписанное заявителем, в котором заявитель подтверждает, что установленный федеральным законом порядок ликвидации соблюден, расчеты с кредиторами завершены, а вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующим органом власти органы (муниципальные органы) в случаях, установленных федеральным законом;
- ликвидационный баланс;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление соответствующих сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Кроме того, некоммерческая организация вместе с документами для государственной регистрации в связи с ликвидацией направляет подтверждение о публикации уведомления о ликвидации в печати. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за государственную регистрацию ликвидации юридического лица взимается государственная пошлина в размере 800 рублей, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица осуществляется в порядке банкротства. В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ заявителем о ликвидации юридического лица является конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор). Максимальный срок государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ликвидацией составляет десять рабочих дней. Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация считается прекратившей свое существование после внесения об этом записи в единый реестр юридических лиц. Формы уведомления (Р15001) и заявления (Р16001), направляемые в государственные органы для государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ликвидацией, утверждены приказом ФНС от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6. /25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, направляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств». Подпись заявителя на извещении и заявлении должна быть заверена. На основании изложенной информации можно сделать вывод, что потребительский кооператив, отнесенный Гражданским кодексом РФ к некоммерческой организации, имеет некоторые особенности, а также порядок проведения процедуры ликвидации, характерный для юридических лиц другие организационно-правовые формы. Поэтому, как и любое другое юридическое лицо, потребительский кооператив по завершении своей деятельности должен быть ликвидирован в соответствии с действующим законодательством.