Ликвидация некоммерческой организации

Характеристика и основания ликвидации НКО. Пошаговая инструкция добровольной ликвидации НКО по закону.

Следует отметить, что общественная организация является юридическим лицом, как следует из п. 1 ст. 50 ГК РФ соответственно:

  1. Ликвидация НКО предполагает полное прекращение деятельности без перехода прав и обязанностей к третьим лицам;
  2. Процедура его закрытия осуществляется так же, как и закрытие юридического лица, с использованием норм Гражданского кодекса Российской Федерации.

Сущность процедуры ликвидации некоммерческой структуры заключается в том, что в конечном итоге в Едином государственном реестре юридических лиц регистрируется регистрация ее закрытия, а уполномоченному лицу выдается свидетельство о государственной регистрации ликвидации некоммерческой структуры юридическое лицо в соответствующей форме. Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы в рамках контрольно-надзорной деятельности при выявлении нарушений, допущенных юридическими лицами, имеют право: вынести предупреждение, составить административный протокол, приостановить деятельность НКО или подать в суд требование о ее ликвидации. При этом реализация их полномочий регулируется Федеральными законами РФ № 7 от 12.01.1996, № 82 от 12.05.1995, № 294 от 26.12.2008, от 26.09.1997 № 125, а также ПП РФ № 705 от 07.11.2012 и приказа Минюста РФ от 30 декабря 2011 № 456. Директор департамента по работе с некоммерческими организациями организации В.А. Титова. (Письмо Минюста РФ от 27.07.2023 № 11-99821/18).

Основания для ликвидации НКО

Общественные организации могут быть ликвидированы добровольно, принудительно (через суд), в том числе путем банкротства. Процедура закрытия во многом зависит от основания, на котором оно осуществляется.

   Основания закрытия НКО (согласно статье 61 ГК РФ)   
добровольный через суд через банкротство
Решение участников (учредителей, органа юридического лица), в том числе обусловленное: истечением срока деятельности НКО; достичь цели, ради которой он был создан Претензия государственного органа (органа местного самоуправления) в ситуациях, когда: государственная регистрация юридического лица признана недействительной; нет лицензии на ведение деятельности; нарушены нормы законов и конституции; осуществлялись запрещенные действия и т д. Юридические лица признаются банкротами по решению суда и ликвидируются на этом основании в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26 октября 2002 г. № 127, т.е при недостаточности собственных средств и неспособности НКО погасить накопившуюся задолженность

Важно! Закрытие некоммерческой организации осуществляется через Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальные органы). По всем вопросам, связанным с государственной регистрацией общественных организаций, вы можете обращаться напрямую в Министерство юстиции или его территориальные органы. Например, в Москве вы можете прийти на прием по утвержденному графику в Институт некоммерческих организаций (ул. Кржижановского, д. 7, корп. 1).

Пошаговая инструкция для проведения добровольной ликвидации НКО

Порядок закрытия НКО регламентирован ст. 61–65 ГК РФ и начинается в стандартном порядке, как и в случае юридического лица, с принятия решения о ликвидации. Решение принимается учредителями совместно на общем собрании и подлежит протоколированию. Далее последовательно формируется ликвидационная комиссия и назначается ликвидатор (ответственное лицо). Именно созданная комиссия получает полномочия по управлению делами НКО и осуществлению необходимых мероприятий, связанных с закрытием.

Ликвидация (фазовый этап) Общее описание каждого шага Примечания
Отправка сообщения Р15001 о решении о закрытии НКО в уполномоченный орган (его территориальный филиал) Эта форма вместе с зарегистрированным решением о ликвидации должна быть доставлена ​​в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения Способы подачи: лично, по почте, через Интернет или через доверенного лица (при наличии у него доверенности)
Публикация информации о ликвидации общественных организаций в изданиях, публикующих сведения о государственной регистрации юридического лица Одним из таких печатных изданий является «Вестник государственной регистрации». Заявку на публикацию вместе с необходимыми документами вы можете подать через сайт (при наличии электронной подписи) или, если у вас нет электронной подписи, сделать это самостоятельно Ссылка на источник для подачи заявки на публикацию: http://www.vestnik-gosreg.ru/publication-vgr-step-conditions/?a=sv_2_0:1
Отправляйте уведомления о ликвидации общественных организаций кредиторам и должникам, принимайте претензии, взыскивайте долги В отправленных уведомлениях должен быть указан период, в течение которого кредиторы могут предъявлять претензии. Этот срок не может быть короче 2 месяцев. Срок исчисляется с момента публикации
Подготовка и утверждение будут осуществляться между ликвидационным балансом Данный баланс должен содержать: сведения о составе имущества НКО, о требованиях кредиторов, а также о результатах их оценки Заполненный ликвидационный баланс и уведомление о его составлении по форме Р15001 необходимо направить в уполномоченный орган
Подготовка и подача окончательного ликвидационного баланса и документов для государственной регистрации ликвидации некоммерческих организаций В ликвидационную комиссию необходимо подать: заявление по форме Р16001; сам ликвидационный баланс; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (800 рублей); подтверждение публикации информации о ликвидации общественных организаций в регистрационном бюллетене Правительства Кроме того, вы можете (но не обязательно) приложить документ, подтверждающий представление необходимых данных в территориальный орган Пенсионного фонда РФ
Государственная регистрация в связи с ликвидацией Государственная регистрация НКО в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 10 рабочих дней, но не более. По результатам заявитель получает регистрационный лист Единого государственного реестра юридических лиц Регистрация ликвидации НКО в ЕГРЮЛ свидетельствует о том, что процедура завершена и НКО прекратила свое существование

Процедура ликвидации юридического лица не исключает ситуаций, когда заявителю может быть отказано в государственной регистрации ликвидации. После этого НКО получает письменный отказ с объяснением причин. Основания для отказа определены ст. 23 Федерального закона РФ № 129. Так, например, лицу может быть отказано по причине отсутствия необходимых документов, наличия несоответствий в предоставленных сведениях или того, что заявление подписано неуполномоченным лицом.

Пример 1. Полномочный орган, которому следует представлять документы при ликвидации НКО на территории Вологодской области

Уведомление о решении о закрытии, промежуточном балансе, а также последующие документы для государственной регистрации ликвидации необходимо направить в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области.

Образцы документов: формы, которые требуется заполнять при закрытии НКО

Исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить для государственной регистрации ликвидации юридического лица, определен ст. 21 ФЗ РФ № 129. Среди них есть только две стандартные формы, которые заполняет заявитель: уведомление Р15001 (по КНД 1111518) и заявление Р16001 (по КНД 1111507). Настоящие типовые документы утверждены приказом ФНС России от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@. Данные формы и требования к заполнению представлены в виде приложений:

  1. Дополнение № 8 – форма Р15001, а также приложение № 20 часть IX – требования к реализации.
  2. Дополнение №9 – форма Р16001, а также приложение №20 Часть Х – требования к заполнению.

Следует отметить, что при ликвидации юридического лица заявителем может быть руководитель ликвидационной комиссии (сам ликвидатор), а также доверительный управляющий. Подпись любого заявителя, проставленная на уведомлении P15001 и заявке P16001, должна быть заверена. Исключением могут быть ситуации, когда документы подаются в электронном виде и подписываются УКЭП. При закрытии НКО используется квитанция установленного образца об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию. Следует отметить, что при отправке электронных документов не нужно платить государственную пошлину. Исключением являются обстоятельства, указанные в пп. 32 пункт 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ. Кроме того, в ситуации, когда заявитель принимает решение о прекращении оказания государственных услуг в отношении НКО, необходимо заполнить и подать заявку следующего формата. Подать необходимые документы в рамках процедуры ликвидации вы можете любым доступным способом.

Способы подачи документов
Лично или через уполномоченного представителя По электронной почте В электронном виде (через ЕПГУ)

Соответственно, получить ответ (результат) вы также можете одним из перечисленных способов.

Пример 2. Образец квитанции на уплату госпошлины при подаче документов на ликвидацию НКО в Центральный аппарат Минюста РФ

В квитанции указаны все реквизиты получателя платежа, а именно: ИНН 7707211418, КПП 770601001, банк — Операционное управление Банка России, Москва 701, БИК, счет в банке, текущий КБК 318 1 08 07010 01 1000 110, а также ОКТМО.

Распространенные ошибки при закрытии некоммерческой структуры

Ошибка 1. Фонды закрываются не по общим правилам. Для них установлена ​​отдельная процедура, указанная в п. 2 ст. 18 Федерального закона РФ № 7. В частности, отмечается, что фонд может быть закрыт только через суд. В этом разделе также перечислены основания ликвидации. К ним относятся, например, отсутствие источников финансирования, средств, осуществление запрещенной деятельности, нарушающей устав, и т.п. Ошибка 2. Следует правильно понимать разницу между ликвидацией НКО и коммерческой структуры. Обе процедуры хотя и выполняются по схожему принципу, но существенно отличаются. Основное отличие: при закрытии НКО документы необходимо направить в Минюст РФ, а при закрытии коммерческой структуры – в ФНС.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Кто может написать и отправить исковое заявление в суд о закрытии НКО? К данной категории заявителей относятся уполномоченные государственные органы, а именно:

  • территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации (пункт 1.1 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации № 7);
  • прокуратура (п. 1.1 ст. 18 Федерального закона РФ № 7), Федеральная налоговая служба (п. 11 ст. 7 Федерального закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-И);
  • генеральный прокурор (часть 3 статьи 44 Федерального закона Российской Федерации от 19.05.1995 № 82);
  • прокуроры субъектов Российской Федерации (соответственно пункт 1.1 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации № 7).

Органы прокуратуры городов и районов не имеют права предъявлять подобные требования.

Светлана Пигалева/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: