Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательства Российской Федерации» (далее — Законом № 99-ФЗ) внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс Российской Федерации). Сразу оговоримся, что до приведения нормативных правовых актов в соответствие с положениями ГК РФ законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей положениям ГК РФ. Кодекс Российской Федерации. Однако специальные законы, регулирующие деятельность некоммерческих юридических лиц, до сих пор не изменены. Итак, в целом можно сказать, что с 1 сентября 2014 года все юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, будут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 ГК РФ. При этом ранее созданные организации должны привести свое наименование и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов. Обращаем ваше внимание, что статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 99-ФЗ) содержит исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица. Отметим, что ранее такого списка (обязательного) не было. Так юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: — потребительские кооперативы, к которым относятся, в том числе, жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, садовые и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, рентные фонды, сельскохозяйственные потребительские кооперативы; — общественные организации, к которым в том числе относятся политические партии и профессиональные союзы (союзы), созданные как юридические лица, общественные движения, общественные самодеятельные органы, территориальные общественные самоуправления; — ассоциации (союзы), к которым относятся, в том числе, некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативы и общественные организации, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты; — товарищество собственников недвижимости, включающее в себя, в том числе, товарищество с собственниками жилья (совершенно новая форма российского законодательства); — казачьи общины, включенные в Государственный реестр казачьих общин Российской Федерации; — общины коренных народов Российской Федерации; — фонды, к которым относятся общественные и благотворительные фонды; — учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе государственные) учреждения; — автономные некоммерческие организации; — религиозные организации; — публичные компании. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, только в той мере, в какой это служит целям, ради которых они созданы, и если это совместимо с такими целями. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением государственных и частных учреждений, должна иметь достаточное для осуществления этой деятельности имущество, рыночная стоимость которого составляет не менее минимального разрешенного размера капитал, предусмотренный для обществ с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 66.2 ГК РФ). Правила Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на вопросы осуществления некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также на иные вопросы с их участием, не относящиеся к предмету гражданского законодательства, если иное не применяется предусмотренные законом или уставом некоммерческой организации. Изменился подход к видам учредительных документов. Сейчас единственным учредительным документом для всех организаций (за минимальными исключениями) является устав. Согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, утверждаемых их учредителями (участниками). Отметим, что основным законом, регулирующим правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, образование и использование их имущества, права и обязанности учредителей (участников)) является Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ). Закон о некоммерческих организациях распространяется на все некоммерческие организации, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено указанным законом и иными федеральными законами. В перечень некоммерческих организаций включена такая форма некоммерческой организации, как автономная некоммерческая организация. Однако обращаем внимание, что Закон № 7-ФЗ пока не приведен в соответствие с последними изменениями в Гражданский кодекс РФ, а потому используется в той мере, в какой он не противоречит положениям Кодекса. Особенности правового положения бюджетных учреждений установлены статьей 9.2 Закона № 7-ФЗ. В силу данной нормы бюджетным учреждением является некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг, обеспечивающих реализацию полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Российской Федерации соответственно органами государственной власти (государственными органами) или органами местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ и оказанием услуг, связанных с основной деятельностью (обязательно указанных в учредительных документах), в соответствии с государственным (муниципальным) предназначением, от которого оно не имеет права отказаться. Финансовая поддержка реализации данной задачи осуществляется в виде грантов сверх текущего бюджета. Бюджетное учреждение помимо установленного государственного (муниципального) представительства, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) представительства вправе выполнять работы, оказывать услуги, связанные с основной деятельностью, при условии, что: своим учредительным документом, для граждан и юридических лиц, лиц за плату и на тех же условиях для оказания тех же услуг. Оно также имеет право осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь в той мере, в какой это служит достижению целей, для которых оно создано, и соответствует этим целям, при условии, что такая деятельность указана в п его учредительные документы. Бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местную администрацию муниципального образования соответственно полномочия федерального органа государственной власти (государственный орган), исполнительный орган, обладающий государственной властью в субъекте Российской Федерации, орган местного самоуправления для исполнения публичных обязательств перед лицом, подлежащих исполнению в денежной форме. Финансовое обеспечение реализации бюджетным учреждением государственных (муниципальных) задач осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Определяется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в отношении которого соответствующее имущество признается подлежащим налогообложению, в том числе земля. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем для При приобретении такого имущества учредитель не оказывает финансовой поддержки на содержание такого имущества. Финансовое обеспечение исполнения бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и местным административным муниципалитетом. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения реализации этого задания определяются: — Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений; — высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по отношению к бюджетным учреждениям субъекта Российской Федерации; — местная администрация в отношении муниципальных бюджетных учреждений. Ознакомиться с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения реализации государственного задания» (вместе с положением о формировании государственного задания в отношении федерального бюджета и государственных учреждений и финансового обеспечения реализации миссии правительства). Бюджетное учреждение осуществляет операции со средствами, полученными им в соответствии с законодательством Российской Федерации, через лицевые счета, открытые в территориальном органе федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом). Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему с правом постоянного (бессрочного) пользования. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земель), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на основании на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Право на оперативное управление бюджетным учреждением объектов культурного наследия религиозного значения, в том числе ограниченных к использованию в гражданском обороте или изъятых из гражданского оборота, переданных в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов безвозмездно) использования религиозными организациями), прекращаются по следующим основаниям: установленным федеральным законом. Бюджетное учреждение без согласия собственника не имеет права распоряжаться особо ценным движимым имуществом, выделенным ему собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также имущества. Рекомендуем ознакомиться с положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31 августа 2010 г. N 436 «О порядке согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, подлежащим Министерства финансов Российской Федерации, либо приобретенное указанным федеральным бюджетным учреждением за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству финансов Российской Федерации на приобретение такого имущества». Бюджетное учреждение вправе распоряжаться остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, самостоятельно, если иное не вытекает из положений Закона № 7-ФЗ. Учреждения представляют собой различные виды некоммерческих организаций: органы государственной и муниципальной власти, учреждения образования, культуры и спорта, социальной защиты — на базе государственной и муниципальной собственности, а также частные учреждения, создаваемые и финансируемые юридическими или физическими лицами — собственниками. Статья 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что учреждением является унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для выполнения управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. За имуществом, закрепленным собственником за учреждением и приобретенным учреждением по иным причинам, оно получает право оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственным учреждением, муниципальным учреждением). При создании учреждения не допускается соучредительство более одного лица. Обратите внимание, что учреждение, созданное до вступления в силу Закона N 99-ФЗ несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанным основаниям. Такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению его учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд. Учреждение отвечает по своим обязательствам имеющимися в его распоряжении средствами, а в случаях, предусмотренных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет в отдельных случаях собственник соответствующего имущества (пункт 4 — 6 статьи 123.22, пункт 2 статьи 123.23 ГК РФ). Федерация). Учредитель учреждения назначает его руководителя, который является органом учреждения. Руководитель государственного или муниципального учреждения может в случаях и порядке, установленных законом, избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем. По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их образования и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения. Согласно статье 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть государственным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений устанавливается законом. Государственные и муниципальные учреждения не несут ответственности по обязательствам владельцев их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем имуществом, имеющимся у него на праве оперативного управления, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также имущества, независимо от причин, по которым оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно было передано приобретенный. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность. Данное положение, когда речь идет об установлении субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением ущерба гражданам, распространяется и на правоотношения, возникшие также после 1 января 2011 года или муниципальное учреждение может быть причислено к некоммерческой организации иной организационно-правовой формы в вопросах, вытекающих из закона. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных видов определяются законом. Общий порядок ликвидации некоммерческих организаций установлен статьями 18 — 21 Закона № 7-ФЗ. Некоммерческая организация может быть ликвидирована по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 7-ФЗ и иными федеральными законами. В перечень некоммерческих организаций включена такая форма некоммерческой организации, как автономная некоммерческая организация. Однако обращаем внимание, что Закон № 7-ФЗ пока не приведен в соответствие с последними изменениями в Гражданский кодекс РФ, а потому используется в той мере, в какой он не противоречит положениям Кодекса. Особенности правового положения бюджетных учреждений установлены статьей 9.2 Закона № 7-ФЗ. В силу данной нормы бюджетным учреждением является некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг, обеспечивающих реализацию полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Российской Федерации соответственно органами государственной власти (государственными органами) или органами местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ и оказанием услуг, связанных с основной деятельностью (обязательно указанных в учредительных документах), в соответствии с государственным (муниципальным) предназначением, от которого оно не имеет права отказаться. Финансовая поддержка реализации данной задачи осуществляется в виде грантов сверх текущего бюджета. Бюджетное учреждение помимо установленного государственного (муниципального) представительства, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) представительства вправе выполнять работы, оказывать услуги, связанные с основной деятельностью, при условии, что: своим учредительным документом, для граждан и юридических лиц, лиц за плату и на тех же условиях для оказания тех же услуг. Оно также имеет право осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь в той мере, в какой это служит достижению целей, для которых оно создано, и соответствует этим целям, при условии, что такая деятельность указана в п его учредительные документы. Бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местную администрацию муниципального образования соответственно полномочия федерального органа государственной власти (государственный орган), исполнительный орган, обладающий государственной властью в субъекте Российской Федерации, орган местного самоуправления для исполнения публичных обязательств перед лицом, подлежащих исполнению в денежной форме. Финансовое обеспечение реализации бюджетным учреждением государственных (муниципальных) задач осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Определяется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в отношении которого соответствующее имущество признается подлежащим налогообложению, в том числе земля. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем для При приобретении такого имущества учредитель не оказывает финансовой поддержки на содержание такого имущества. Финансовое обеспечение исполнения бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и местным административным муниципалитетом. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения реализации этого задания определяются: — Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений; — высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по отношению к бюджетным учреждениям субъекта Российской Федерации; — местная администрация в отношении муниципальных бюджетных учреждений. Ознакомиться с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения реализации государственного задания» (вместе с положением о формировании государственного задания в отношении федерального бюджета и государственных учреждений и финансового обеспечения реализации миссии правительства). Бюджетное учреждение осуществляет операции со средствами, полученными им в соответствии с законодательством Российской Федерации, через лицевые счета, открытые в территориальном органе федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом). Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему с правом постоянного (бессрочного) пользования. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (кроме земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, передаются бюджетному учреждению на условиях и в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Право на оперативное управление бюджетным учреждением объектов культурного наследия религиозного значения, в том числе ограниченных к использованию в гражданском обороте или изъятых из гражданского оборота, переданных в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов безвозмездно) использования религиозными организациями), прекращаются по следующим основаниям: установленным федеральным законом. Бюджетное учреждение без согласия собственника не имеет права распоряжаться особо ценным движимым имуществом, выделенным ему собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также имущества. Рекомендуем ознакомиться с положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31 августа 2010 г. N 436 «О порядке согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, подлежащим Министерства финансов Российской Федерации, либо приобретенное указанным федеральным бюджетным учреждением за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству финансов Российской Федерации на приобретение такого имущества». Бюджетное учреждение вправе распоряжаться остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, самостоятельно, если иное не вытекает из положений Закона № 7-ФЗ. Учреждения представляют собой различные виды некоммерческих организаций: органы государственной и муниципальной власти, учреждения образования, культуры и спорта, социальной защиты — на базе государственной и муниципальной собственности, а также частные учреждения, создаваемые и финансируемые юридическими или физическими лицами — собственниками. Статья 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что учреждением является унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для выполнения управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. За имуществом, закрепленным собственником за учреждением и приобретенным учреждением по иным причинам, оно получает право оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственным учреждением, муниципальным учреждением). При создании учреждения не допускается соучредительство более одного лица. Обратите внимание, что учреждение, созданное до вступления в силу Закона N 99-ФЗ несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанным основаниям. Такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению его учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд. Учреждение отвечает по своим обязательствам имеющимися в его распоряжении средствами, а в случаях, предусмотренных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет в отдельных случаях собственник соответствующего имущества (пункт 4 — 6 статьи 123.22, пункт 2 статьи 123.23 ГК РФ). Федерация). Учредитель учреждения назначает его руководителя, который является органом учреждения. Руководитель государственного или муниципального учреждения может в случаях и порядке, установленных законом, избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем. По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их образования и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения. Согласно статье 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть государственным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений устанавливается законом. Государственные и муниципальные учреждения не несут ответственности по обязательствам владельцев их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем имуществом, имеющимся у него на праве оперативного управления, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также имущества, независимо от причин, по которым оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно было передано приобретенный. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность. Данное положение, когда речь идет об установлении субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, распространяется и на правоотношения, возникшие также после 1 января 2011 года или муниципальное учреждение может быть причислено к некоммерческой организации иной организационно-правовой формы в вопросах, вытекающих из закона. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных видов определяются законом. Общий порядок ликвидации некоммерческих организаций установлен статьями 18 — 21 Закона № 7-ФЗ. Некоммерческая организация может быть ликвидирована по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 7-ФЗ и иными федеральными законами. Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Закона N 99-ФЗ, ликвидация юридического лица предполагает его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, с достижением цель, для которой он был создан. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда: — по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, который по закону имеет право предъявить иск о ликвидации юридического лица, в случае, если произошла государственная регистрация юридическое лицо признает субъект недействительным, в том числе в связи с грубыми нарушениями, допущенными при создании закона, если эти нарушения носят непоправимый характер; — по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, который имеет право подать иск о ликвидации юридического лица, если юридическое лицо осуществляет деятельность без надлежащего разрешения (лицензии) или при отсутствии обязательного членство в саморегулируемой организации или необходимое по закону свидетельство о допуске к определенному виду работы, выданное саморегулируемой организацией; — по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, для которых право на предъявление иска о ликвидации юридического лица предусмотрено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо в нарушение Конституции Российской Федерации либо иные неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов; С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим. Решение о ликвидации и осуществлении ликвидации бюджетного учреждения осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения вида и ликвидация федеральных государственных учреждений, а также утверждение уставов федеральных государственных учреждений и внесение в них изменений» (далее — Приказ № 539). В соответствии с нормами раздела V Приказа № 539 решение О ликвидации федерального учреждения принимает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя этого учреждения. В этом решении указываются следующие сведения: — наименование учреждения с указанием типа; — наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя этого учреждения функции и полномочия учредителя; — наименование федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение ликвидационной процедуры; — наименование правопреемника государственного учреждения, в том числе по обязательствам, возникающим из исполнения судебных решений. Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, при ликвидации федерального учреждения, находящегося в ведении федеральной службы, федерального органа, подведомственного указанному федеральному органу, подготавливается соответствующей службой или органом. Подготовленный проект правового акта они направляют в федеральный орган исполнительной власти вместе с пояснительной запиской, содержащей обоснование целесообразности ликвидации учреждения и сведения о торговой задолженности учреждения (в том числе просроченной). Помимо указанных сведений в пояснительной записке отражаются также: — в случае ликвидации федерального государственного учреждения, осуществляющего государственные функции, — сведения о том, кому будут переданы эти государственные функции после завершения процесса ликвидации; — если на ликвидируемое федеральное учреждение возлагаются полномочия федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, — сведения о том, кому эти полномочия будут переданы после завершения ликвидации процесс. Примечание! В перечень некоммерческих организаций включена такая форма некоммерческой организации, как автономная некоммерческая организация. Однако обращаем внимание, что Закон № 7-ФЗ пока не приведен в соответствие с последними изменениями в Гражданский кодекс РФ, а потому используется в той мере, в какой он не противоречит положениям Кодекса. Особенности правового положения бюджетных учреждений установлены статьей 9.2 Закона № 7-ФЗ. В силу данной нормы бюджетным учреждением является некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг, обеспечивающих реализацию полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Российской Федерации соответственно органами государственной власти (государственными органами) или органами местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ и оказанием услуг, связанных с основной деятельностью (обязательно указанных в учредительных документах), в соответствии с государственным (муниципальным) предназначением, от которого оно не имеет права отказаться. Финансовая поддержка реализации данной задачи осуществляется в виде грантов сверх текущего бюджета. Бюджетное учреждение помимо установленного государственного (муниципального) представительства, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) представительства вправе выполнять работы, оказывать услуги, связанные с основной деятельностью, при условии, что: своим учредительным документом, для граждан и юридических лиц, лиц за плату и на тех же условиях для оказания тех же услуг. Оно также имеет право осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь в той мере, в какой это служит достижению целей, для которых оно создано, и соответствует этим целям, при условии, что такая деятельность указана в п его учредительные документы. Бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местную администрацию муниципального образования соответственно полномочия федерального органа государственной власти (государственный орган), исполнительный орган, обладающий государственной властью в субъекте Российской Федерации, орган местного самоуправления для исполнения публичных обязательств перед лицом, подлежащих исполнению в денежной форме. Финансовое обеспечение реализации бюджетным учреждением государственных (муниципальных) задач осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Определяется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в отношении которого соответствующее имущество признается подлежащим налогообложению, в том числе земля. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем для При приобретении такого имущества учредитель не оказывает финансовой поддержки на содержание такого имущества. Финансовое обеспечение исполнения бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и местным административным муниципалитетом. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения реализации этого задания определяются: — Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений; — высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по отношению к бюджетным учреждениям субъекта Российской Федерации; — местная администрация в отношении муниципальных бюджетных учреждений. Ознакомиться с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения реализации государственного задания» (вместе с положением о формировании государственного задания в отношении федерального бюджета и государственных учреждений и финансового обеспечения реализации миссии правительства). Бюджетное учреждение осуществляет операции со средствами, полученными им в соответствии с законодательством Российской Федерации, через лицевые счета, открытые в территориальном органе федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом). Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему с правом постоянного (бессрочного) пользования. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (кроме земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, передаются бюджетному учреждению на условиях и в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Право на оперативное управление бюджетным учреждением объектами культурного наследия религиозного значения, в том числе ограниченными к использованию в гражданском обороте или изъятыми из гражданского оборота, переданными в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов безвозмездно) использования религиозными организациями), прекращаются по следующим основаниям: установленным федеральным законом. Бюджетное учреждение без согласия собственника не имеет права распоряжаться особо ценным движимым имуществом, выделенным ему собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также имущества. Рекомендуем ознакомиться с положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31 августа 2010 г. N 436 «О порядке согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, подлежащим Министерства финансов Российской Федерации, либо приобретенное указанным федеральным бюджетным учреждением за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству финансов Российской Федерации на приобретение такого имущества». Бюджетное учреждение вправе распоряжаться остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, самостоятельно, если иное не вытекает из положений Закона № 7-ФЗ. Учреждения представляют собой различные виды некоммерческих организаций: органы государственной и муниципальной власти, учреждения образования, культуры и спорта, социальной защиты — на базе государственной и муниципальной собственности, а также частные учреждения, создаваемые и финансируемые юридическими или физическими лицами — собственниками. Статья 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что учреждением является унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для выполнения управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. За имуществом, закрепленным собственником за учреждением и приобретенным учреждением по иным причинам, оно получает право оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственным учреждением, муниципальным учреждением). При создании учреждения не допускается соучредительство более одного лица. Обратите внимание, что учреждение, созданное до вступления в силу Закона N 99-ФЗ несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанным основаниям. Такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению его учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд. Учреждение отвечает по своим обязательствам имеющимися в его распоряжении средствами, а в случаях, предусмотренных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет в отдельных случаях собственник соответствующего имущества (пункт 4 — 6 статьи 123.22, пункт 2 статьи 123.23 ГК РФ). Федерация). Учредитель учреждения назначает его руководителя, который является органом учреждения. Руководитель государственного или муниципального учреждения может в случаях и порядке, установленных законом, избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем. По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их образования и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения. Согласно статье 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть государственным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений устанавливается законом. Государственные и муниципальные учреждения не несут ответственности по обязательствам владельцев их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем имуществом, имеющимся у него на праве оперативного управления, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также имущества, независимо от причин, по которым оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно было передано приобретенный. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность. Данное положение, когда речь идет об установлении субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением ущерба гражданам, распространяется и на правоотношения, возникшие также после 1 января 2011 года или муниципальное учреждение может быть причислено к некоммерческой организации иной организационно-правовой формы в вопросах, вытекающих из закона. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных видов определяются законом. Общий порядок ликвидации некоммерческих организаций установлен статьями 18 — 21 Закона № 7-ФЗ. Некоммерческая организация может быть ликвидирована по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 7-ФЗ и иными федеральными законами. Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Закона N 99-ФЗ, ликвидация юридического лица предполагает его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, с достижением цель, для которой он был создан. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда: — по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, который по закону имеет право предъявить иск о ликвидации юридического лица, в случае, если произошла государственная регистрация юридическое лицо признает субъект недействительным, в том числе в связи с грубыми нарушениями, допущенными при создании закона, если эти нарушения носят непоправимый характер; — по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, который имеет право подать иск о ликвидации юридического лица, если юридическое лицо осуществляет деятельность без надлежащего разрешения (лицензии) или при отсутствии обязательного членство в саморегулируемой организации или необходимое по закону свидетельство о допуске к определенному виду работы, выданное саморегулируемой организацией; — по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, для которых право на предъявление иска о ликвидации юридического лица предусмотрено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации либо при иных неоднократных или грубых нарушениях закона или иных правовых актов; — по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому право предъявления иска о ликвидации юридического лица предоставлено законом, путем систематической реализации общественной организации, благотворительного фонда или иного фонда, либо религиозного организация деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; — по требованию учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно было создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затруднено ; — в других случаях, предусмотренных законом. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим. Решение о ликвидации и осуществлении ликвидации бюджетного учреждения осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения вида и ликвидация федеральных государственных учреждений, а также утверждение уставов федеральных государственных учреждений и внесение в них изменений» (далее — Приказ № 539). В соответствии с нормами раздела V Приказа № 539 решение О ликвидации федерального учреждения принимает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя этого учреждения. В этом решении указываются следующие сведения: — наименование учреждения с указанием типа; — наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя этого учреждения функции и полномочия учредителя; — наименование федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение ликвидационной процедуры; — наименование правопреемника государственного учреждения, в том числе по обязательствам, возникающим из исполнения судебных решений. Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, при ликвидации федерального учреждения, находящегося в ведении федеральной службы, федерального органа, подведомственного указанному федеральному органу, подготавливается соответствующей службой или органом. Подготовленный проект правового акта они направляют в федеральный орган исполнительной власти вместе с пояснительной запиской, содержащей обоснование целесообразности ликвидации учреждения и сведения о торговой задолженности учреждения (в том числе просроченной). Помимо этих сведений в пояснительной записке отражаются также: — в случае ликвидации федерального государственного учреждения, осуществляющего государственные функции, — сведения о том, кому будут переданы эти государственные функции после завершения процесса ликвидации; — если на ликвидируемое федеральное учреждение возлагаются полномочия федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, — сведения о том, кому эти полномочия будут переданы после завершения ликвидации процесс. Примечание! Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их образования и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения. Согласно статье 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть государственным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений устанавливается законом. Государственные и муниципальные учреждения не несут ответственности по обязательствам владельцев их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем имуществом, имеющимся у него на праве оперативного управления, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также имущества, независимо от причин, по которым оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно было передано приобретенный. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность. Данное положение, когда речь идет об установлении субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением ущерба гражданам, распространяется и на правоотношения, возникшие также после 1 января 2011 года или муниципальное учреждение может быть причислено к некоммерческой организации иной организационно-правовой формы в вопросах, вытекающих из закона. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных видов определяются законом. Общий порядок ликвидации некоммерческих организаций установлен статьями 18 — 21 Закона № 7-ФЗ. Некоммерческая организация может быть ликвидирована по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 7-ФЗ и иными федеральными законами. Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Закона N 99-ФЗ, ликвидация юридического лица предполагает его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, с достижением цель, для которой он был создан. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда: — по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, который по закону имеет право предъявить иск о ликвидации юридического лица, в случае, если произошла государственная регистрация юридическое лицо признает субъект недействительным, в том числе в связи с грубыми нарушениями, допущенными при создании закона, если эти нарушения носят непоправимый характер; — по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, который имеет право подать иск о ликвидации юридического лица, если юридическое лицо осуществляет деятельность без надлежащего разрешения (лицензии) или при отсутствии обязательного членство в саморегулируемой организации или необходимое по закону свидетельство о допуске к определенному виду работы, выданное саморегулируемой организацией; — по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, для которых право на предъявление иска о ликвидации юридического лица предусмотрено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации либо при иных неоднократных или грубых нарушениях закона или иных правовых актов; — по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому право предъявления иска о ликвидации юридического лица предоставлено законом, путем систематической реализации общественной организации, благотворительного фонда или иного фонда, либо религиозного организация деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; — по требованию учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно было создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затруднено ; — в других случаях, предусмотренных законом. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим. Решение о ликвидации и осуществлении ликвидации бюджетного учреждения осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения вида и ликвидация федеральных государственных учреждений, а также утверждение уставов федеральных государственных учреждений и внесение в них изменений» (далее — Приказ № 539). В соответствии с нормами раздела V Приказа № 539 решение О ликвидации федерального учреждения принимает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя этого учреждения. В этом решении указываются следующие сведения: — наименование учреждения с указанием типа; — наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя этого учреждения функции и полномочия учредителя; — наименование федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение ликвидационной процедуры; — наименование правопреемника государственного учреждения, в том числе по обязательствам, возникающим из исполнения судебных решений. Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, при ликвидации федерального учреждения, находящегося в ведении федеральной службы, федерального органа, подведомственного указанному федеральному органу, подготавливается соответствующей службой или органом. Подготовленный проект правового акта они направляют в федеральный орган исполнительной власти вместе с пояснительной запиской, содержащей обоснование целесообразности ликвидации учреждения и сведения о торговой кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной). Помимо указанных сведений в пояснительной записке отражаются также: — в случае ликвидации федерального государственного учреждения, осуществляющего государственные функции, — сведения о том, кому будут переданы эти государственные функции после завершения процесса ликвидации; — если на ликвидируемое федеральное учреждение возлагаются полномочия федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, — сведения о том, кому эти полномочия будут переданы после завершения ликвидации процесс. Примечание! Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, при ликвидации федерального учреждения, находящегося в его ведении, подготавливается указанным федеральным органом самостоятельно (пункт 27 Порядка № 539). После издания правового акта о ликвидации федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя этого учреждения: 1) в трехдневный срок — доводит его до сведения регистрирующего органа для вступления в состав единой государственной единицы. Зарегистрировать информацию о том, что учреждение ликвидируется; 2) в двухнедельный срок: — утверждает состав ликвидационной комиссии соответствующего учреждения; — определяет порядок и сроки ликвидации указанного учреждения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и правовым актом о ликвидации федерального учреждения. Статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что ликвидационная комиссия публикует в средствах массовой информации, где публикуются сведения о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации, а также о порядке и сроках предъявления требований его кредиторов. Этот срок не может быть менее двух месяцев со дня опубликования уведомления о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и приему претензий, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. В силу статьи 29 Порядка № 539 ликвидационная комиссия со своей стороны обеспечивает: 1) осуществление полномочий по управлению делами ликвидируемого федерального учреждения в течение всего периода ликвидации; 2) направляет на утверждение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя ликвидируемой организации: — предварительный ликвидационный баланс — в течение десяти дней со дня истечения срока, установленного для предъявления требований кредиторов; — ликвидационный остаток — в течение десяти дней после завершения расчетов с кредиторами. Передаются федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и правовому регулированию в установленной сфере деятельности; 3) осуществляет иные меры, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и иным законодательством Российской Федерации для ликвидации федерального учреждения. Требования кредиторов ликвидируемого федерального учреждения (за исключением казенного учреждения) удовлетворяются за счет имущества, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть исключено. Не следует забывать, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с временным ликвидационным балансом от дата утверждения (пункт 5 статьи 63 ГК РФ): — в первую очередь удовлетворяются требования граждан, которым ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующие повременные выплаты, а также по искам о возмещении морального вреда, о возмещении сверх возмещения ущерба, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требования по обеспечению безопасной эксплуатации здания или сооружения; — во-вторых, производятся расчеты по выплате выходного пособия и заработной платы лицам, работающим или работавшим по трудовому договору, и по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности; — в-третьих, производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды; — в-четвертых, производятся расчеты с другими кредиторами. Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть исключено из обязательств ликвидируемого федерального учреждения, передается ликвидационной комиссии (пункт 31 Порядка) № 539): — основное имущество — федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по управлению федеральным имуществом; 22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть государственным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений устанавливается законом. Государственные и муниципальные учреждения не несут ответственности по обязательствам владельцев их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем имуществом, имеющимся у него на праве оперативного управления, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также имущества, независимо от причин, по которым оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно было передано приобретенный. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность. Данное положение, когда речь идет об установлении субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, распространяется и на правоотношения, возникшие также после 1 января 2011 года или муниципальное учреждение может быть причислено к некоммерческой организации иной организационно-правовой формы в вопросах, вытекающих из закона. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных видов определяются законом. Общий порядок ликвидации некоммерческих организаций установлен статьями 18 — 21 Закона № 7-ФЗ. Некоммерческая организация может быть ликвидирована по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 7-ФЗ и иными федеральными законами. Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Закона N 99-ФЗ, ликвидация юридического лица предполагает его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, с достижением цель, для которой он был создан. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда: — по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, который по закону имеет право предъявить иск о ликвидации юридического лица, в случае, если произошла государственная регистрация юридическое лицо признает субъект недействительным, в том числе в связи с грубыми нарушениями, допущенными при создании закона, если эти нарушения носят непоправимый характер; — по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, который имеет право подать иск о ликвидации юридического лица, если юридическое лицо осуществляет деятельность без надлежащего разрешения (лицензии) или при отсутствии обязательного членство в саморегулируемой организации или необходимое по закону свидетельство о допуске к определенному виду работы, выданное саморегулируемой организацией; — по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, для которых право на предъявление иска о ликвидации юридического лица предусмотрено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо в нарушение Конституции Российской Федерации либо иные неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов; — по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому право предъявления иска о ликвидации юридического лица предоставлено законом, путем систематической реализации общественной организации, благотворительного фонда или иного фонда, либо религиозного организация деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; — по требованию учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно было создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затруднено ; — в других случаях, предусмотренных законом. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим. Решение о ликвидации и осуществлении ликвидации бюджетного учреждения осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения вида и ликвидация федеральных государственных учреждений, а также утверждение уставов федеральных государственных учреждений и внесение в них изменений» (далее — Приказ № 539). В соответствии с нормами раздела V Приказа № 539 решение О ликвидации федерального учреждения принимает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя этого учреждения. В этом решении указываются следующие сведения: — наименование учреждения с указанием типа; — наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя этого учреждения функции и полномочия учредителя; — наименование федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение ликвидационной процедуры; — наименование правопреемника государственного учреждения, в том числе по обязательствам, возникающим из исполнения судебных решений. Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, при ликвидации федерального учреждения, находящегося в ведении федеральной службы, федерального органа, подведомственного указанному федеральному органу, подготавливается соответствующей службой или органом. Подготовленный проект правового акта они направляют в федеральный орган исполнительной власти вместе с пояснительной запиской, содержащей обоснование целесообразности ликвидации учреждения и сведения о торговой задолженности учреждения (в том числе просроченной). Помимо указанных сведений в пояснительной записке отражаются также: — в случае ликвидации федерального государственного учреждения, осуществляющего государственные функции, — сведения о том, кому будут переданы эти государственные функции после завершения процесса ликвидации; — если на ликвидируемое федеральное учреждение возлагаются полномочия федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, — сведения о том, кому эти полномочия будут переданы после завершения ликвидации процесс. Примечание! Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, при ликвидации федерального учреждения, находящегося в его ведении, подготавливается указанным федеральным органом самостоятельно (пункт 27 Порядка № 539). После издания правового акта о ликвидации федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя этого учреждения: 1) в трехдневный срок — доводит его до сведения регистрирующего органа для вступления в состав единой государственной единицы. Зарегистрировать информацию о том, что учреждение ликвидируется; 2) в двухнедельный срок: — утверждает состав ликвидационной комиссии соответствующего учреждения; — определяет порядок и сроки ликвидации указанного учреждения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и правовым актом о ликвидации федерального учреждения. Статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что ликвидационная комиссия публикует в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации, а также о порядке и сроках предъявления требований его кредиторов. Этот срок не может быть менее двух месяцев со дня опубликования уведомления о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и приему претензий, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. В силу статьи 29 Порядка № 539 ликвидационная комиссия со своей стороны обеспечивает: 1) осуществление полномочий по управлению делами ликвидируемого федерального учреждения в течение всего периода ликвидации; 2) направляет на утверждение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя ликвидируемой организации: — предварительный ликвидационный баланс — в течение десяти дней со дня истечения срока, установленного для предъявления требований кредиторов; — ликвидационный остаток — в течение десяти дней после завершения расчетов с кредиторами. Передаются федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и правовому регулированию в установленной сфере деятельности; 3) осуществляет иные меры, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и иным законодательством Российской Федерации для ликвидации федерального учреждения. Требования кредиторов ликвидируемого федерального учреждения (за исключением казенного учреждения) удовлетворяются за счет имущества, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть исключено. Не следует забывать, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с временным ликвидационным балансом от дата утверждения (пункт 5 статьи 63 ГК РФ): — в первую очередь удовлетворяются требования граждан, которым ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующие повременные выплаты, а также по искам о возмещении морального вреда, о возмещении сверх возмещения ущерба, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требования по обеспечению безопасной эксплуатации здания или сооружения; — во-вторых, производятся расчеты по выплате выходного пособия и заработной платы лицам, работающим или работавшим по трудовому договору, и по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности; — в-третьих, производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды; — в-четвертых, производятся расчеты с другими кредиторами. Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть исключено из обязательств ликвидируемого федерального учреждения, передается ликвидационной комиссии (пункт 31 порядка). № 539): — основное имущество — федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по управлению федеральным имуществом; — движимое имущество — федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Ликвидация бюджетного учреждения
Ликвидация юридического лица и общие положения о ликвидации бюджетного учреждения. Изменения в Гражданский кодекс. Создание юрлиц только в определенных формах. Перечень форм для некоммерческих юрлиц.
Ликвидация юридического лица предполагает прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. В данной статье мы рассмотрим общие положения о ликвидации бюджетного учреждения.